Запрет на инцест рассматривается как “запрет, создавший культуру”, которая понимается по Фрейду - как “сумма установлений, позволяющих урегулировать отношения между людьми”. Анализ культурных феноменов с позиций глубинной психологии позволяет увидеть человеческий смысл историко-культурной динамики, равно как и историко-культурное содержание индивидуальных переживаний и проанализировать одну из фундаментальных дихотомий культурологии - дихотомию между индивидуальным переживанием и имперсональным институтом (нормой, запретом, санкцией) культуры. Прослеживается ряд направлений, в которых обращение к идеям и достижениям глубинной психологии может быть особенно плодотворно для культурологического анализа.
Запрет на инцест рассматривается как “запрет, создавший культуру”, которая понимается по Фрейду как “сумма установлений, позволяющих урегулировать отношения между людьми”. Анализ культурных феноменов с позиций глубинной психологии позволяет увидеть человеческий смысл историко-культурной динамики, равно как и историко-культурное содержание индивидуальных переживаний и проанализировать одну из фундаментальных дихотомий культурологии - дихотомию между индивидуальным переживанием и имперсональным институтом (нормой, запретом, санкцией) культуры. Прослеживается ряд направлений, в которых обращение к идеям и достижениям глубинной психологии может быть особенно плодотворно для культурологического анализа.
Внешний запрет на инцест весьма актуален и особенно жесток в патриархате. Внутренний же запрет, которым и занимается клинический психоанализ, обусловлен не только онтогенетически. Филогенетические детерминанты этого запрета представляются обязательными и весьма важными рычагами в формировании как самого запрета, так и переживания инцестных драйвов, весьма актуальных на всем протяжении истории.
Запрет на инцест рассматривается как “запрет, создавший культуру”, которая понимается по Фрейду - как “сумма установлений, позволяющих урегулировать отношения между людьми”. Анализ культурных феноменов с позиций глубинной психологии позволяет увидеть человеческий смысл историко-культурной динамики, равно как и историко-культурное содержание индивидуальных переживаний и проанализировать одну из фундаментальных дихотомий культурологии - дихотомию между индивидуальным переживанием и имперсональным институтом (нормой, запретом, санкцией) культуры. Прослеживается ряд направлений, в которых обращение к идеям и достижениям глубинной психологии может быть особенно плодотворно для культурологического анализа.
С позиций гуманитарного психоанализа рассматривается эволюция воплощения в художественных текстах двух описанных психоаналитиками нарциссических континуумов: “стыд — бесстыдство” и “зависть — благодарность”, а также феномена “сновидности” — восприятия жизни как сновидения или театрального представления. Анализируются их проявления в художественных текстах романтизма, сюрреализма, литературы абсурда. Особое внимание уделено особенностям проявления данных комплексов в советской литературе 20-х –30-х годов, прежде всего в текстах А. Платонова.
Предпринимается попытка на примере работ Гегеля и Фрейда реконструировать диалектическое противостояние двух типов истолкования мифа об Эдипе. Первый направлен на трактовку предшествующих образов (герменевтика бессознательного); второй нацелен на раскрытие последующих образов (герменевтика сознания).
Структралисткий запрет на рассуждения о том, "о чем нельзя говорить ясно" и традиционное противопоставление субъекта и объекта приводит к ряду принципиальных ограничений познания. Однако снять эти запреты и противопоставления — не на уровне деклараций, а в рамках реально работающей методологии, — оказывается весьма не просто. Показано, что глубинная психология и фрейдовский способ философствования в целом позволяют разрешить эту проблему и снять некоторые фундаментальные ограничения.
Делается попытка истолковать с позиций психоанализа ряд важнейших культурных феноменов европейской истории: ожидания конца света, охоту на ведьм, утопии социализма - и в известном смысле противостоящие им идеи вечной жизни во плоти, рационалистического обнаружения истины и либеральной утопии. Все эти явления рассматриваются как своего рода культурные фантазмы и "котрфантазмы". Разъясняется различие между психоаналитическим понятием фантазма и фантазией.
С позиций психоанализа рассматривается реализация в культуре первичных психических импульсов и влечений. Здесь центральным, с точки зрения психоанализа, оказывается понятие переживания культуры. Развитие самой культуры рассматривается как последовательное утверждение запрета на инцест в самом широком смысле этого слова. Рассуждения автора иллюстрируются анализом детского и подросткового фольклора.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации