Социальная революция, в ее сущности и явленности, рассматривается в контексте перехода от классической диалектики объективного и субъективного к неклассической диалектике закономерного и желанного. Выделяются два способа проживания и переживания событий, в том числе революционных, человеческим индивидом: как существом преимущественно социальным - или преимущественно экзистенциальным. Автор держится экзистенциальной стратегии, разъясняя ее. Социальная революция толкуется желанной порой, пусть и короткой отдушиной для индивида в несправедливом мире, но никак не панацеей от собственно человеческих бед и забот, а вместе с тем и не самой страшной из общественных пертурбаций. Различая и соотнося прогрессистскую и “консервативную” революции, автор ориентирован на критику первой и защиту второй. “Консервативная” революция понимается как эпифеномен сохранения и укрепления органической взаимосвязи природного и экзистенциального в человеке.
Рассматривается онтологический и аксиологический статус человеческого выбора и его соотнесенность с такими реалиями, как свобода и бытие. Выбор толкуется и не как подлинная реальность, и не как фикция: он занимает промежуточное положение как прием, позволяющий придавать человеческим поступкам дополнительную ценность, положительную или отрицательную. Свобода и бытие не нуждаются в выборе как обязательном предваряющем их акте.
Исходя из понимания человека как природно-культурного существа, способного к небесстрастной и ответственной самоидентификации, критически истолковывается философская антропология Джорджо Агамбена. Редуцируя человека к измысливаемой и политизируемой “голой жизни”, она, по сути, дискредитирует природно-биологическую сторону человеческой сущности и, стало быть, человеческую натуру как таковую.
Редакция журнала “Человек” и Новосибирский государственный университет экономики и управления провели дистанционный круглый стол “Гуманитарные науки: вчера, сегодня, завтра”. Ученые-гуманитарии, прежде всего философы и культурологи, обсудили место гуманитарных наук в современном обществе, переживаемые ими гносеологические и социальные изменения, тенденции и проблемы, возможное будущее гуманитарного знания и гуманитарных исследований.
Уточняются теоретические позиции экзистенциализма и реализма. В соотнесении с ними рассматриваются философско-мировоззренческие взгляды А.И. Герцена, которые определяются в своей основе как экзистенциальный реализм.
Представлен критический взгляд на идею гуманизма, которая упрекается в чрезмерном упрощении противоречивой сущности человека. Ориентируясь на экзистенциалистский канон, автор отчасти привлекает, отчасти отклоняет аргументы против гуманизма, выдвинутые М. Хайдеггером и Э. Левинасом. При рассмотрении вопроса о взаимоотношениях человека с неким "другим", критически анализируется роль "другого" и той философии, которая занимается его апологией.
Выделяются и осмысливаются три возможных подхода человека к фигуре Бога: религиозный, атеистический, богоборческий. Первые два - преимущественно критически. Философским основанием атеистической позиции рассматривается материализм, богоборческой - экзистенциализм. Применительно к онтологической и антропологической сферам выявляются сильные и, акцентировано, слабые стороны религиозной философии. Обнаруживаются присущие религиозному экзистенциализму богоборческие мотивы.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации