Автор предполагает, что развитие архаических форм искусства может свидетельствовать об определенных путях эволюции человеческого самосознания, поскольку в изобразительном творчестве объективируются, находят наглядное воплощение интуитивные образы, возникшие под впечатлением восприятий. Стилистические изменения в живописи на протяжении эпохи камня, расширение тематики свидетельствуют о переносе акцентов в восприятии, о значимости тех или иных объектов. Трансформация антропоморфных изображений является основанием для реконструкции представлений древнего человека о самом себе, отражает его трудные попытки определить собственные антропологические характеристики, идентифицировать себя в качестве человеческого существа. Интерпретация памятников в данном аспекте позволяет обнаружить не буквальное, конкретное значение, но некоторые общие смыслы, существенные для антропологического знания в целом.
На материале мифов о культурном герое и всепорождающей богине-матери раскрываются архетипические представления о гендерных ролях в космогонии и происхождении культуры. Принцип “мужского-женского” не рассматривается как пара антагонистических значений, что считается традиционным для мифологического мышления. По мнению автора, он представляет собой семантический узел, основанный на сложных градациях взаимоотношений, раскрывающих вытесненные в бессознательное смыслы.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации