В статье рассматривается союз отечественной философии с художественным творчеством как константа русской духовной культуры, определившая ее национальные особенности и смысловой вектор развития. Автор показывает, что следование в духовном творчестве одновременно аргументам рассудка, оперирующего понятиями, и доводам творческого созерцания, воспринимающего мир в художественных образах, создавало общее смысловое пространство для размышлений о божественном и человеческом, праведном и греховном, жизни и смерти, свободе и необходимости, добре и зле. Итогом стало то «созвучие ума и сердца», которое определило метафизику философских концепций и литературной классики. В таком контексте автор обращается к исторически складывавшимся формам взаимосвязи философского и художественного творчества, фиксируя внимание на тех измерениях каждого, которые подтверждают их взаимодополняющее единство и свидетельствуют о том, что в разъединенности друг от друга они не дают адекватной картины мира и понимания человеком своего отношения к нему. В статье устремления отечественной культуры к союзу философии с образно-художественным восприятием реальности рассматриваются как выражение естественной способности человека к восприятию ее в согласии всех видов творчества, что страхует жизнь общества от жесткого диктата ratio. Эти идеи определили ключевые вопросы авторского исследования: 1) дополняемость художественно-образного и философского восприятия мира как проблема отечественной философии; 2) союз философской рефлексии и литературы как константа отечественной духовной культуры; 3) «импрессионизм мысли» в философской поэзии. Обращение к этим вопросам позволило автору раскрыть историософский смысл заявленной им проблемы.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации