На примере крупного издательского проекта, в статье представлено развитие британской школы социальной геронтологии. Издательство Open University Press, принадлежащее крупнейшей образовательной компании мира McGraw-Hill, пятнадцать лет выпускало несколько серий, объединенных в одну рубрику «Поздняя жизнь», в которой вышли в свет 25 монографий, представляющих научный взгляд на старение. С 1994 по 2012 год можно выделить три этапа развития современной британской школы социальной геронтологии. Первый этап — теоретический, направленный на становление языка описания, критическое представление феномена старения, поиск социальных и психологических факторов, объясняющих дискриминацию старших возрастов. Второй этап — медицинский, полностью сосредотачивался на врачебной терминологии в разрезе организации медицинского ухода и заботы о пожилых. В центре внимания поставлены концепт здоровья, дискуссии о различении старости и болезни, социальные институты, обеспечивающие должный уход за пожилыми людьми. На этом этапе происходит переопределение пожилого как центральной фигуры медицинской практики, формирование современной медицинской этики, согласно которой в центр ухода ставится человек с его интересами и предпочтениями, а не объективированные и предзаданные характеристики здоровья. Третий этап – социальный, направленный на изучение идентичности пожилого человека, социальных отношений и связей, разрушающихся и создаваемых в старшем возрасте. Основной акцент смещается со здоровья к социальному благополучию, счастью. Приходит понимание, что старость сопровождают болезни, к которым надо адаптироваться, а не пытаться преодолеть или игнорировать их. Формируется представление об активном долголетии. Вслед за представлением об активном долголетии, формируются исследовательские программы по изучению подвижности, мобильности и включенности пожилого в социальные взаимодействия. Три этапа формирования британской школы социальной геронтологии заложили фундамент в изучении старения и позволили исследователям иначе взглянуть на особенности стареющего общества не только в Великобритании, но и в мире. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
В рамках научно-исследовательской работы «Партнерские и романтические отношения в период пандемии и далее», командой Центра полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в начале 2021 года были проведены два онлайн-исследования, затрагивающие вопросы сексуального поведения россиян. Тема сексуальности перестала быть табуированной, однако остается сенситивной: мужчины, люди с доходом выше среднего, имеющие высшее образование более расположены к публичному разговору о сексе. Сексуальное образование, удовлетворение сексуальной жизнью напрямую связаны со статусными позициями, но бóльшее влияние оказывают не деньги, профессия или гендер, а наличие постоянного сексуального партнера. Несмотря на пролиферацию ценностей традиционной семьи, она остается основой для сексуального благополучия и осмысленного подхода к интимным практикам. Пандемия только усиливает уже обозначенные тенденции: те, кто имеют партнера, оказываются более благополучны в своей интимной жизни, чем те, кто полагаются на мимолетные/случайные связи. При этом качество интимной жизни у многих снижается ввиду субъективных факторов (страх, стресс), а также объективных проблем и потерь (утрата супруга, болезнь и пр.). Как эти тенденции скажутся в долгосрочной перспективе, еще предстоит изучить. Разговор о сексуальности, открытый для всех возрастов, требует переопределения интимной жизни в категориях нежности, заботы, альтруизма и позитивной коммуникации, поиска «телесного языка» как проявления внимания к другому помимо непосредственного полового акта. Позитивная сексуальность включает в себя три базовых элемента: отказ от любого насилия, приоритет «переговоров»; принятие собственного тела и его изменений; постояннное сексуальное обучение как опыт переживания собственных ошибок и готовности к ним. Подобный дискурс сексуальности способен открыть дорогу для изучения интимной жизни самых разных социальных групп в России, освобождая от «желтизны» один из факторов их субъективного благополучия.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека