В статье представлены различные точки зрения на понимание феномена пандемии, возникновение которой повлекло за собой как изменение привычных представлений, так и трансформацию ряда концептуальных допущений, а также актуализацию новых тематических линий в философской антропологии. Авторов объединяет убеждение в том, что пандемия мобилизует символические, экзистенциальные и биологические иммунные системы человека. Используются различные концепты, которые находили порой неожиданное выражение в базисных метафорах культуры и отсылали к пониманию жизни в биологии, психологии и культурологии. Размышление о пандемии выявило новые акценты соотношения простого и сложного, близкого и далекого, индивидуального и социального, естественного и культурного, ожидаемого и неожиданного, своего и чужого, данного и другого. В такой перспективе появилась возможность нового отношения к ряду традиционных философских рубрик, включая темы «разумности», индивидуальности» и «социальности». Авторы исходят из того, что такие понятия, как живое и неживое, человек и животное, с одной стороны, являются позициональными, то есть обусловленными объективными, естественными законами и фактами, а с другой — нагружены символическим содержанием, которое в свою очередь оказывается достаточно разнородным и включает кроме теорий ценностные установки, традиции нормы культуры. Отсюда программу авторов можно назвать когнитивной культурологией, или антропологией. В результате аналитика биологического, социально-исторического и культурно-символического контекстов дискуссий о природе COVID-19 позволила разграничить и затем привлечь различные дискурсы. Для общественных наук наиболее актуальной представляется предложенная в статье концепция символической иммунологии, в которой аккуратно используются понятия вирусологии применительно к культурным взаимодействиям. Культуры, как и организмы, не являются замкнутыми, они взаимодействуют со средой, им необходимы инъекции другого и даже чужого, которые способствуют не разрушению, а укреплению «здоровья» культур.
Анализируется процесс трансформации современного образования. Авторы разграничивают понятия «коммуникация», «общение» и «диалог», определяющие ядро образования, и утверждают, что цифровые технологии в образовании тем не менее не исключают практики диалога учителя и ученика. В онлайн-образовании осмысление материала уходит на второй план и заменяется передачей информации. Встает резонный вопрос: современному человеку нужен диалог, на основе которого выстраиваются смысловые отношения людей друг с другом, или достаточна коммуникация, обеспечивающая профессиональное общение? Переход на дистанционное образование вновь обострил различия монолога и диалога, информационного сообщения и смыслового понимания, раскрыл значимость аудиторной и особенно внеаудиторной беседы как учителя и ученика, так и студента и преподавателя для осмысления знания и культурного наследия. Развитие цифровых технологий и становление сетевого общества оказало прямое и косвенное влияние на трансформацию образования. Сегодня интерактивные образовательные программы уже не сводятся к презентациям, напоминающим картинки комиксов. Разработчики искусственного интеллекта формализовали содержательные, «человекопонимаемые» процессы, такие, например, как перевод текстов с одного языка на другой, поиск новой информации и даже сочинение художественных произведений. Начавшиеся как игры, компьютерные перформансы получили ускоренное распространение не только в тренинге, но и на практике (например, в форме киберспорта со своими сообществами и даже фанатами). Накопленный опыт позволяет более адекватно оценить позитивные и негативные последствия онлайн-обучения. Человек — это продукт технологий, формирующих человеческие качества. В статье проанализированы и оценены изменения, которые в результате внедрения цифровых технологий происходят в сознании и — шире — в ментальности как обучающихся, так и обучающих. Осуществлен сравнительный анализ альтернативных концепций образования. Согласно одной из них, цифровое образование превращает ученика в автомат, действующий по заданному алгоритму. Согласно другой, новые технологии повышают эффективность и общую производительность учреждений образования. Выход из сложившейся дилеммы видится в философско-антропологическом подходе, в соответствии с которым цифровые технологии обучения не являются принципиально антигуманными, но содержат в себе моральные, социальные и человеческие риски. В результате проведенного анализа сформулированы рекомендации по их минимизации.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека