В статье обозначается различие спорта и физкультуры как социотелесных практик с разными идеологическими обоснованиями и социальными, ценностными, институциональными структурами. Сопоставление спорта высоких достижений и физкультуры дает возможность поставить вопросы о сущности и идеологии спорта. Спорт призван выяснить, на какие экстремальные достижения способен организм человека. Физкультура подчинена другим целям — она направлена на гармонию, здоровье, удовольствие телесное и душевное. Спорт как институт выстраивает свое идеологическое обоснование благодаря героизации и идеализации стремления к рекордам. Спортсмены признаются национальными героями, образцами для подражания, их репутация выходит далеко за пределы их двигательной компетенции. Тем самым затушевывается далеко не бесспорная и далекая от гуманизма сущность спорта — путем жесткой специализации деятельности человека определить пороги возможностей организма. В спорте изолированный абстрактный вид движения получает такую специализацию, что оставляет далеко позади и все попытки неспециализированной конкуренции, и согласованное развитие двигательных функций одного и того же организма. Вместе с абстрагированием все новых и новых видов движений возникает институт рекорда, высшего достижения, демонстрирующего пик возможного, предельного усилия. Спортсмен мотивирован не гармонией тела, а специализацией какого-то определенного вида движения. Даже Олимпийские игры стали не свободны от идеологии, камуфлирующей эту задачу целым спектром националистических и социально психологических мифов
Пандемия как глобальная угроза вынуждает ставить глобальные вопросы, казавшиеся до нее либо наивными, либо несвоевременными. Это вопросы о субъекте истории, о господстве как условии безопасности, о структуре идеальных диспозиций, о невосполнимых ущербах для внутреннего мира человека в условиях карантина, о мобилизации социальных, политических и культурных сил, в первую очередь, гуманитарного знания, для противостояния смертельной угрозе. Статья написана по материалам круглого стола в редакции журнала «Человек».
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека