Статья рассказывает о разработке концепции человеческого потенциала как одной из основных линий в научном творчестве Б.Г. Юдина. Обсуждены основные положения и цели этой концепции. Описана ее апробация в реальной социальной среде (в частности, сельском поселении Парфеньевского района Костромской области). Следующим шагом было рассмотрение проблематики инновационного развития России в непосредственной связи с человеческим потенциалом студенческой молодежи, в частности, с ее реальной подготовленностью к участию в инновационной деятельности.
В статье рассматриваются историко-культурные параллели и различия в траекториях развития музыки и пластических искусств (живописи, скульптуры, графики). Говорится, что не меньшее значение для художественного сопоставления музыки и пластики имеет сравнение их природных — акустических и оптических — средств художественного освоения действительности. Автор показывает, что акустическая природа музыкальных звуков, в частности их упорядоченная обертоновая структура (как проявление фундаментальных свойств симметрии), обусловила их семиотическое упорядочение, а именно — появление так называемого музыкального звукоряда как своего рода искусственного “алфавитного” языка музыки, чего нельзя сказать о “цветовой палитре” живописи. Подробно рассмотрен генезис музыки и пластических искусств. Для музыки выделена общность происхождения ее мелодического компонента с речевой интонацией. Подчеркивается принципиальная особенность музыкального творчества и музыкального восприятия: объект художественного изображения в музыке не реален, а виртуален; при этом само “изображение” — это некая символическая структура, индуцируемая музыкой в сознании человека, с такими же символическими внутренними связями. На примере музыки раздельно рассмотрены перцептивная и апперцептивная стадия восприятия произведений искусства: перцепция — человек слышит знаки (музыкальные звуки), апперцепция — человек слушает символы (музыку). Именно на стадии апперцептивного восприятия художественных символов действие искусства на человека инвариантно относительно видов искусства, в том числе музыки и пластики.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library