В философии Б.Г. Юдина сам вопрос: “что есть человек?” является фундаментальной характеристикой человеческого бытия как такового. Человек — это особого рода существо, которое, в отличие от других, озабочено вопросом о смысле своего существования. Если у него и есть какой-либо “центр” идентичности, то его место как раз и занимает эта проблема. Ответ Б.Г. Юдина на этот фундаментальный антропологический вопрос двусоставен. В концепции антропогенных фазовых переходов он описывает границы человека как природного существа, постепенно становящегося собственным артефактом, преодолевая грань между искусственным и естественным. В концепции технонауки и биоэтики Б.Г. Юдин ставит проблему человека как субъекта современных специфических форм познания, переосмысляя традиционное понимание ответа на вопрос: “Что можем знать?” (что значит — это “знать” в современной науке) и долженствования “Что должны делать?”, исходя из фундаментальных различий в нашем понимании добра и зла. В основе его ответа на третий кантовский вопрос: “На что мы можем надеяться?” лежит вера в науку и в особую роль критической философской рефлексии, без которой научный прогресс не может реализовать свою гуманистическую миссию.
Чрезвычайность ситуации пандемии COVID-19 действует как своеобразная феноменологическая редукция, обнажая сущность человеческого существования, обозначенную в статье понятием «человеческая ситуация». Ситуация включает в себя ряд взаимодополнительных характеристик. Во-первых, переживание экзистенциальной «подвешенности» в миге «настоящего», потерявшего свое прошлое и будущее. Во-вторых, парадоксальность этого переживания, совмещающего уникальность и его бесконечный повтор. Истолкование парадоксальности человеческой ситуации проводится на основе интерпретации опытов перевода В. Шекспира на русский язык Б. Пастернаком и А. Радловым. В-третьих, обнаженную под неоправданной гордыней богоподобной власти человека рану экзистенциальной беспомощности и уязвленности. В-четвертых, альтернативный, в сравнении с дисциплинарными практиками М. Фуко, способ функционирования биополитики и биовласти. Фуко догматично воспринял и воплотил в этих понятиях новоевропейское отождествление власти с контролем жизни, основанным на знании истины. Власть жизни (биовласть), выражающаяся в биототалитаризме вирусов, принуждающей к подчинению власти «низменных» потребностях в еде, питье, поддержании чистоплотности и сексуальности, в детерминантах — производных жизнедеятельности микробиома человеческого тела и микроорганизмов окружающей среды, несравнимо более императивна и в не меньшей степени структурирует мир человека (пространство, время и динамику его жизни), чем его биополитические аппараты контроля.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека