Философия
Исследуется формирование смыслового сознания и самосознания в норме и при расстройствах аутистического спектра (РАС). При РАС у больного наблюдается отсутствие модели психического (сознания других людей): он не может встать на точку зрения другого человека. У него нет коммуникативной речи, вследствие чего отсутствует обучаемость в детстве. Согласно многочисленным данным, в основе РАС лежат нарушения сенсорной сферы в виде гиперчувствительности. Это приводит к торможению во многих сенсорных каналах, а также к торможению ряда рефлексов. Отсутствует взгляд в глаза, в результате чего не формируется совместное внимание. Ребенок не прослеживает взгляд матери и не понимает указательного жеста. Этот жест в норме является универсальным означающим, формирующим у субъекта горизонт потенциальности. Этот горизонт дает возможность вырваться из точки здесь-и-сейчас, что приводит к изменению структуры субъекта с эгоцентрической на эксцентрическую. Эксцентрическая позиция (Плеснер) означает, что у субъекта имеется непосредственное «Я» и рефлексивное «Я». Для формирования эксцентрической позиции необходимо участие Других. Однако при аутизме отсутствует горизонт потенциальности и эксцентрическая позиция. Анализируется происхождение рефлексии и указывается, что рефлексивное «Я» формируется путем интериоризации взгляда и речи Других. Поэтому без взаимодействия с Другими невозможно формирование рефлексивного «Я». Делается вывод, что самосознание формируется ранее, чем рефлексия, позже всего формируется модель психического. Формирование модели психического, как и собственно эксцентрической позиции, может растянуться на всю жизнь субъекта. Делается предположение, что так происходит у некоторых субъектов с РАС, которым удалось преодолеть аутизм. Также рассматривается вопрос о тормозной доминанте в эксцентрической субъектной позиции. Рефлексивное «Я» оказывает тормозящее действие на непосредственное «Я», благодаря чему достигается тонкость в управлении собой и отстранение от внутренних импульсов.
В статье рассматриваются классические и неклассические парадигмы субъектности. Субъект — это начало мысли и действия, это то Я, которое принимает решения. Философия изучала проблему субъекта, начиная с Нового времени. К классическим парадигмам относятся картезианская, трансцендентальная, феноменологическая и экзистенциальная. В них еще не подвергается сомнению способность субъекта к автономным мыслям и действиям. Неклассические подразделяются на континентальную ветвь и ветвь аналитической философии. Континентальная ветвь начинается с психоанализа Ж. Лакана и продолжается в постмодерне. В аналитической ветви первой неклассической парадигмой был логический бихевиоризм, а затем парадигма Д. Деннета. В неклассических парадигмах у субъекта или нет центра, или нет самого субъекта. У Лакана движущей силой мышления обладает язык, игра означающих. Эта мысль Лакана была акцептирована постмодерном. В неклассических парадигмах нет центральной инстанции субъектности, то есть инстанции принятия решений. Примером служит теория сознания Д. Деннета, в которой наброски мыслей появляются и закрепляются в том случае, если оказались уместными. Однако на материале психопатологии демонстрируется, что сознание без управляющей инстанции характерно для шизофренического состояния. При шизофрении пропадает психическая способность управления собственными мыслями, нарушается чувство принадлежности мыслей субъекту, ослабляется кантовское трансцендентальное единство апперцепции. Воля является энергетической составляющей мышления. Без волевого действия центрального управления возрастает энтропия мышления. Таким образом, можно сделать вывод, что в норме у субъекта есть центральная инстанция управления мышлением и его организации.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека