Предпринимается попытка рассмотреть роль идентичности как составной части человеческой природы. Основанием для этого служит принципиальная способность человека задумываться о своем предназначении. Идентичность понимается как многосоставный антропологический феномен, организованный по иерархическому принципу. Система элементов отражает жизненный мир человека и включает идентичности: родовую; гендерную (мужскую / женскую); национальную (этническую); конфессиональную; поколенческую; семейно-родственную; гражданскую; профессиональную (трудовую); экзистенциально-креативнаую. Основное внимание уделено пограничным, «стыковым» параметрам элементов и их когерентности с основополагающей формой — родовой идентичностью. Рассматриваются малоисследованные аспекты поколенческой идентичности (представление о жизненном пути как о ее ядре), гражданской идентичности (в центре которой потребность чувствовать себя укорененным в определенном культурно-историческом пространстве), профессиональной идентичности (следствием преобразовательной активности человека является его превращение в артефакт), экзистенциально-креативной идентичности, которая трактуется как источник аутопоэзиса. Делается вывод о том, что постановка в ходе эволюции представителем вида Homo вопроса об идентичности означала рубеж, разделяющий предчеловеческое существо от существа, наделенного человеческой природой.
Идентичность рассматривается как социально-культурный институт, получивший культурную легитимность и повсеместное распространение в эпоху Модерна. Трактуется как сложный феномен, имеющий иерархическую структуру, где есть ядро, стержень, вокруг которого последовательно располагаются примыкающие друг к другу элементы. Система включает следующие основные элементы: родовaя идентичность; гендерная (мужская/женская); национальная (этническая); конфессиональная; поколенческая; семейно-родственная; гражданская; профессиональная (трудовая); экзистенциально-креативная. Выделяются идеально-типические черты каждого из элементов. Подчеркивается, что они позиционируют основные модусы человеческой природы. Важную роль в формировании идентичности играют ценности, а сама она есть воплощение конструкта “отнесения к ценности” (М. Вебер).
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека