философская гуманистика
Главной темой статьи является демонстрация актуальности психологического подхода к традиционной этической проблематике. В работе рассматривается его важность в отношении сюжетов прощения и самопрощения, так как тема самопрощения вообще невозможна при классическом ригористическом морализировании. В статье в качестве понятийных пар выступают «обиженный и обидчик», а не «жертва – обидчик», поскольку обида понята как отношение между личными знакомыми в рамках повседневной жизни, а не как экстремальные отношения «жертва – палач». Акт прощения рассматривается как способность отпустить собственные негативные эмоции, связанные с обидой, что облегчает состояние самого обиженного и далеко не всегда нуждается в просьбе о прощении со стороны виновного. Однако прощение, по мнению авторов, не предполагает непременной любви к прощенному обидчику. Прощение сродни забвению нанесенного вреда и разочарования в Другом. В пределе всякое прощение является безусловным, радикальным, проявлением личного великодушия, хотя, как показано в статье, не все авторы с этим согласны. Великодушие заключается как раз в способности отпустить негативные переживания обиды даже в отношении того, что представляется непростительным, в этом случае оно выступает как добровольный дар. Существенным психологическим компонентом этического рассмотрения отношений «обиды-прощения» выступает в наши дни понятие самопрощения. Самопрощение является важным условием установления нормальных морально-психологических отношений. Человек, не принимающий, говоря юнгианским языком, собственной Самости, отрицающий себя как принципиальное несовершенство, будет проецировать самоотрицание вовне, на других, и считать их виноватыми в собственных страданиях. Необходимо самопрощение и позитивное принятие себя, чтобы уметь позитивно отнестись к Другому, тем более, что человеческие обиды нередко взаимны. В конце статьи дается освещение концепции Радикального самопрощения К. Типпинга, демонстрирующее взаимопроникновение этического и психологического подходов к теме прощения.
Рассматриваются разные ракурсы феномена признания в человеческой коммуникации. Для анализа избран онтологический аспект — это означает, что любое коммуникативное действие или поступок опираются на признание Другого в качестве существующего. Авторы исходят из методологического подхода, согласно которому феномены, описывающие сознание, нуждаются в категориальных парах. Таким образом, признание Другого как наличного субъекта, с одной стороны, предполагает дополнение признания понятием поддержки, а с другой — предваряется отношением «восприятие — принятие». Восприятие Другого, в свою очередь, тесно связано с его обнаружением и принятием в рамках конкретного социокультурного контекста, предлагающего типичные способы реагирования, которые реализуются в рамках предварительно созданной готовности. Авторы подчеркивают недостаточность сложившейся схемы отношений с Другим как с Ты или Оно и полагают возможность некоего модуса «Вы», где Другой выступает не как объект и не как душевно близкий человек, но, скорее, как эмоционально нейтральный для нас субъект-агент общества и культуры. Авторы также отвергают представление о Другом как «самом чуждом», указывая на возможность обмена точками зрения, и демонстрируют два способа признания Другого как обладающего похвальными или порицаемыми в обществе качествами: возможность присоединиться к общественному мнению или же стоять на собственной точке зрения. Так, онтологический статус «гения» в большинстве своем создается массовым признанием человека в качестве такового, в этом смысле «рост числа гениев» следует из их признанности таковыми. В статье анализируются подходы к статусу и оценке Другого в работах Ж.-П. Сартра, Ж. Лакана и Э. Левинаса; рассматривается личные контексты признания Другого как значимого и незначимого, желанного и нежеланного, личностно цельного или становящегося, увиденного всесторонне или из одного ракурса. Также ставится вопрос о единстве признания человеком собственных культурно-онтологических качеств и признания этих качеств Другими.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека