Теория индивидуального морального развития Дж. Ролза незаслуженно редко привлекает к себе внимание исследователей. К данной теории обращаются чаще всего для прояснения психологии морали или моральных чувств, как они раскрываются Ролзом. Между тем она, несомненно, представляет интерес как таковая, поскольку, с одной стороны, перекликается по ряду параметров с ведущими теориями морального развития ХХ века (Ж. Пиаже, Л. Кольберг), а с другой — представляет собой именно философскую теорию, не имеющую соответствующей эмпирической базы, и развитую с целью прояснения некоторых фундаментальных положений ролзовской теории справедливости. Концепцией Ролза предполагается, что индивид в своем моральном развитии проходит три стадии: мораль авторитета, мораль объединения и мораль принципов. На каждой стадии индивид демонстрирует особенные способы обоснования моральных решений и моральной мотивации; в рамках каждой из стадий обнаруживаются своеобразное понимание вины и ее причин, а также свои наборы добродетелей и пороков. Как показывает Ролз, моральное развитие личности носит континуальный характер: опыт морали авторитета создает предпосылки для восприятия морали объединения, а опыт морали объединения подготавливает индивида к освоению морали принципов. Вместе с тем предложенная Ролзом модель, описывающая этапы морального развития личности, легко интерпретируется в терминах типологии моральных систем, и эта сопряженность схематики морального развития и типологии моральных систем представляет несомненный интерес. В статье делается вывод о том, что благодаря морально-психологическому рассмотрению Ролзу удалось раскрыть контекст, в котором обретают значимость принципы справедливости, а их освоение индивидом знаменует в конечном счете трансформацию и возвышение его обыденного опыта.
Обсуждения кажущейся нескончаемой пандемии коронавируса COVID-19 эмоциональны. Содержащаяся в них «правда сердца» экзистенциально точна и убедительна. Но ее недостаточно для публичного и сориентированного на продуктивное противодействие пандемии разговора. Ситуация пандемии чрезвычайна, она требует экстраординарных мер, но, как показывает опыт, в чрезвычайных условиях действия властей в своей решительности нередко ведут к неоправданному ограничению гражданских свобод и прав, а то и прямому их нарушению. Обсуждению проблем, связанных с пандемией, нужен адекватный нормативный язык. Принимая во внимание опыт борьбы с эпидемиями вирусных заболеваний последних десятилетий и осознавая опасность обретения ими пандемических масштабов, ЮНЕСКО и ВОЗ инициировали разработку нормативно-этических документов, в которых сформулированы принципы, задающие этические приоритеты для политики властей в деле здравоохранения и общественной безопасности. В статье используются основные документы этих организаций, а также другие, имеющие отношение к обсуждаемой проблематике, и приводятся важнейшие этические принципы деятельности, направленной на сбережение здоровья людей. На основе этих документов показывается, как на практике «работает» нормативная этика — какова ее структура и за счет чего обеспечивается императивная действенность базовых моральных ценностей, как они претворяются в операциональные установки политической и профессиональной активности. Значение нормативных документов еще и в том, что, обращенные к лицам, принимающим решения и руководящим деятельностью по их реализации, они предлагают обществу этические критерии для оценки деятельности государственных органов и других агентов противодействия пандемии. Они содержат нормативный язык, используя который представители общества, в том числе работники медиа, могут обращаться к власти, апеллируя к универсальным и апробированным международным экспертным сообществом этическим принципам.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека