В статье предлагается новый подход к исследованию влияния гегелевских сюжетов на формирование лакановского психоанализа: через реконструкцию философии повлиявшего на Лакана Александра Кожева, которую мы предлагаем интерпретировать как проект радикального переосмысления картезианской модели субъекта. Анализируется рукопись Кожева 1936 года, написанная в период его сотрудничества с Лаканом, а также другие тексты, в которых ключевой акцент сделан на критике Декарта. На основе этого анализа реконструируется аргументация Кожева, позволяющая не только переосмыслить мнимую непосредственность cogito как опыт опосредованного гегелевского самосознания, но и подвергнуть критике дальнейшие, «поспешные» выводы Декарта: Кожев проводит онтологическое различие между субъектом и эго, а также доказывает принципиальную эпистемологическую непрозрачность субъекта для самосознания. Обосновывается, что лакановская критика cogito эквивалентна кожевской в ее ключевых положениях и играет значимую роль в формировании регистра Воображаемого. В силу выявленного соответствия выдвигается тезис о том, что преемственность Лакана по отношению к Кожеву не формальная, а содержательная: она не сводится к перенятой квази-гегелевской лексике, а предполагает имплицитное заимствование концептуального аппарата кожевской теории субъекта. Это позволяет рассматривать лакановский психоанализ как проект, развивающийся на основе кожевской версии неогегельянства. Благодаря этому работа вносит вклад в уточнение происхождения философских принципов лакановской теории и предлагает более строгую историко-философскую перспективу для анализа места лакановского проекта в традиции французского неогегельянства.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации