Статья посвящена влиянию систем искусственного интеллекта (ИИ) на преобразование исследовательской деятельности и формирование нового типа взаимодействия между человеком и машиной — управляемого исследовательского синтеза. Основное внимание уделяется выявлению трудностей и рисков, возникающих при внедрении систем ИИ в исследовательские проекты, а также положительным эффектам их использования. Авторы предлагают рассматривать исследовательский синтез как оптимальный способ взаимодействия, при котором ведущая роль принадлежит человеку, сохраняющему способность формировать и удерживать цели исследования, а также нести ответственность за полученные результаты. Обсуждаются понятия субъективной реальности и феноменального опыта, подчеркивается невозможность их замены и исследователей программно-вычислительных средств. Важным направлением дальнейших исследований становится разработка эффективных и безопасных практик взаимодействия с ИИ, направленных на оптимизацию познавательной деятельности человека и расширение его возможностей в исследовании сложного и многогранного мира.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation