Статья посвящена исследованию генезиса, проблем и перспектив развития современной философской антропологии. Первая часть статьи изучает сложное положение философской антропологии, связанное с распространением в европейской философии концепции «смерти человека» М. Фуко, антиантропологическими линиями в трансцендентальной философии Э. Гуссерля, фундаментальной онтологией М. Хайдеггера и структуралистской философией языка. На большом материале автор анализирует причины недостаточно продуктивной и эффективной рецепции и слабого развития философско-антропологического проекта в целом и конкретно Макса Шелера начиная с середины прошлого века. Автор считает, что необходимо актуализировать и проблематизировать философскую антропологию, исследовать ее границы, условия и возможности осуществления, способы обоснования и понимания, то есть плодотворно применить метод кантовского критицизма. Поэтому так важны и даже необходимы современные исследования методологических принципов философской антропологии, примеры которых во второй половине XX века дают О. Больнов и А. П. Римме. Именно на этом пути можно осуществить фундаментальный философско-антропологический синтез, который может выступить локомотивом для развития всей современной философии и в первую очередь самой философской антропологии. Во второй части автор представляет возможность источника и принципы такого синтеза, определяемого фундаментально понятым понятием личности. Это, во-первых, опыт персоналистической философии XX века, включая философию личности М. Шелеву, во-вторых, неоплатоническое понимание личности, и, в-третьих, визуальное эстетическое понимание человеческого образа, по отношению к с переосмысленным поздней философии М. Фуко. Подчеркивается, что будущее философской антропологии связано с созданием персоналистической онтологии и эстетики человеческого образа, актуализацией традиционных православных принципов понимания человека и максимально активным и плодотворным откликом на самые насущные проблемы современности.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации