В статье феномен цифровизации осмысляется в контексте системы моды и логики потребления. Современные достижения технического прогресса контролируются крупным капиталом и подчиняются законам рекламы, что ведет к расширению вторичных нефункциональных систем. Существуя в координатах потребления, техника делает робкие шаги по удовлетворению характерных черт современности: желаний скорости, ускорения, дифференциации. Она оформляет повседневные привычки человека, ставит их в зависимость от потребления. Частное и публичное соревнуются, соблазняя технологиями как отдельного потребителя, так и целые институты, обещая оптимизацию времени и ресурсов. Благодаря этому цифровой реальности удается поглотить и трансформировать все сферы жизни общества: от экономики и досуга до городской среды и человеческих отношений. Цифровая реальность становится тотальной в антропологическом измерении, а значит потребность в аналоге и ручном производстве становится элементом игры различий и повторений, необходимой для существования системы моды. Возможно, пока наши фантазии о прогрессе остаются в рамках простых потребностей в комфорте и удовольствии, кинематограф так и будет рисовать нам мрачную картину будущего в наказание за впустую растраченный человеческий потенциал. Однако выход можно найти в публичном использовании технологий для призыва к осмыслению самих себя. Ключевые слова: мода, потребление, алгоритмы, прогресс, виртуальная реальность, цифровизация, городская среда, отчуждение.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации