В академической среде широко распространена рецепция творчества В.В. Розанова как несвязного и бессистемного. Такая оценка обусловлена малой изученностью раннего теоретического творчества Розанова («Исследование идеи счастья как идеи верховного начала человеческой жизни», «О понимании»). Однако в данных произведениях определяются теоретико-методологические установки автора, сохраняющиеся и развивающиеся им на протяжении всего дальнейшего творчества. Антропологические аспекты творчества Розанова изучены в розановедении более подробно, однако упущение идейной преемственности теоретических установок не позволяет системно реконструировать взгляды автора. Статья посвящена изучению теоретико-методологических оснований творчества Розанова, в срезе которых системно выявляются общие антропологические коннотации в трех периодах его творчества (теоретический, публицистический, художественно-эстетический). В первой части статьи рассматривается ранний теоретический этап творчества Розанова, характеризуемый разработкой основного теоретико-методологического аппарата. Во второй части показывается, каким образом розановская проблематика преломляется и развивается в публицистическом творчестве автора, сфокусированном на обращении к чувственным формам миросозерцания. В третьей части изучается специфика художественного творчества Розанова в контексте ранее разработанных теоретических установок. В итоге автор приходит к выводу о том, что горизонтом всего творчества Розанова является антропологическая проблематика, заключающаяся в экзистенциальном понимании человека.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации