Гуманизация бокса и кулачного боя
Гуманизация бокса и кулачного боя
Аннотация
Код статьи
S023620070025540-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Береснев Илья Михайлович 
Аффилиация: РФСОО «Федерация Шахбокса Республики Татарстан»
Адрес: Российская Федерация, 420088 Казань, 2-ая Азинская ул., д. 3б
Страницы
127-131
Аннотация

Бой на кулаках раскрывает физические возможности невооруженного человека. Благодаря влиянию культуры и игровизации современному боксу удалось трансформировать агрессию и жестокость кулачного поединка в эстетически содержательное зрелище при условии сохранения боксерами специальной техники движений. Несмотря на попытки гуманизации — изменения правил соревнований — бокс продолжает оставаться практикой, связанной с проявлением агрессии и жестокости. Сегодня в единоборствах существуют две тенденции. Первая — воспроизводство природных и деструктивных состояний человека, вторая – попытка модернизации с учетом гуманистических ценностей и установок.

Ключевые слова
кулачный бой, профессиональный бокс, олимпийский бокс, шахбокс, атлет, перформанс
Классификатор
Получено
30.05.2023
Дата публикации
30.05.2023
Всего подписок
15
Всего просмотров
278
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Бокс и кулачные бои ориентированы на массового зрителя, чье понимание зрелищности напрямую связано с травматизмом атлетов. При этом дисциплины имеют отличия. Канонизированная техника движений и эстетическая составляющая боя присуща олимпийскому боксу; индивидуализированное искусство боя в перчатках, отличающееся зрелищностью — профессиональный бокс; кулачный бой актуализирует видимые формы агрессии; перформативные практики, выявляющие новые формы реализации содержательной части кулачного боя и являющиеся новой попыткой его гуманизации — шахбокс.
2 Бой на голых кулаках эволюционировал в регламентированное спортивное состязание. Повысился технико-тактический арсенал бойцов и уровень эстетизации боя. Бокс прошел становление в качестве искусства и технологии, ведь отличительной особенностью боевых искусств является наличие приемов и их упорядоченное применение [Мандзяк, 2005]. Возникновение современного бокса как культурного явления было бы невозможным без гуманистической модификации состязаний. Например, введение защитных перчаток, снижающих уровень травматизма. Боксерские перчатки позволили внести в бой широкий арсенал защитных действий, усовершенствовалась техника движений, что позволило атлетам, не обладающих исключительной физической силой, побеждать за счет мастерства и ловкости. При таком подходе уменьшается количество травм и увечий. Применение специальной экипировки — пример инструментализации, позволяющей достигать виртуозного исполнения технических элементов, что сравнимо с владением кистью художником, который благодаря отточенной технике письма способен выражать сложные абстрактные идеи на холсте. Человек боксирующий соотносится с человеком рисующим. «Рисунок боя» существует как отдельное понятие в боксе и описывает характер телесного труда атлета в момент состязания.
3 Мастерство боксера основано на повторе, поскольку «все навыки начинаются с телесных практик, а техническое понимание возникает благодаря силе воображения» [Сеннет, 2018: 19]. Эстетика боя проявляется благодаря особому порядку телесных действий атлета, обретающих гармоничность, безупречный ритм и форму в рамках поединка. Тело атлета «самовыражается в движении» [Лоу, 1984: 29], в боевой пластике. Появление спортсмена на арене воспринимается как эпифания [Гумбрехт, 2009: 38], что повышает значимость боксера для публики, воспринимающей отдельные матчи как объекты искусства.
4 Тенденции современного бокса связаны с гуманизацией и дегуманизацией. Профессиональный бокс, институционализированный в XX веке, отличительной чертой которого является коммерциализация и зрелищность (show), сохранил черты кулачного боя, где допустимы опасные повреждения костных и мягких тканей лица. Публике демонстрируются последствия перенесенных ударов. Симпатии зрителей напрямую зависят от того, насколько боксёр оказался близок к состоянию физического уничтожения [там же: 105]. При этом атлеты подвергаются эксплуатации и обману [Пассеван, 1978].
5 Драма кулачного поединка переносится в различные соревновательные практики. В декабре 2022 года при содействии Федерации Бокса РФ в Мытищах прошли кулачные бои на льду. Бойцы в хоккейной экипировке воспроизводили поединок на кулаках. В хоккее такой бой является нарушением правил, но при этом не может быть ликвидирован как явление. Есть игроки, специализирующиеся на драках — «тафгаи» (tough guy).
6 Попытка гуманизации связана с проектом олимпийского бокса, где спортсменам полагаются «щадящие» условия состязаний: формула боя 3 раунда по 3 минуты, в профессиональном боксе титульные поединки длятся 10 или 12 раундов; экипировка, минимизирующая последствия ударов.
7 Международная ассоциация бокса (International Boxing Association) однажды инициировала изменение формулы боя (количество раундов увеличилось до четырех, а время раунда уменьшилось до двух минут) и использование защитных шлемов для всех возрастных категорий, а также боксёрских перчаток, особенностью модели которых являлось сведение к минимуму нокаутов и нокдаунов. Бокс стал более динамичным, игровым и дистанцировался от образов физического насилия, потеряв зрелищность и драматичность.
8 Поворот к гуманизации оказался провальным для олимпийского бокса, произошел отток рекламодателей, пропал зрительский интерес и в 2013 году Международная ассоциация бокса взяла курс на возрождение зрелищности. Формула боя, экипировка — баланс поединка вновь сместился в сторону демонстрации физического превосходства, главной чертой которого является способность атлета наносить акцентированные удары.
9 В единоборствах возросла роль представителей кино и искусства, взявших на себя функции спортивных функционеров, формирующих новые культурные явления — гибридные виды спорта. Концепция шахбокса впервые проиллюстрирована в графическом романе «Холодный экватор» Энки Билала [Билал, 2018: 154–168], а возникновение в качестве спортивной дисциплины связано с деятельностью художника Ипе Рубинга. В шахбоксе раунды шахмат чередуются с раундами бокса. В 2003 году Ипе организовал перформанс — первый матч по шахбоксу, в котором принял участие: одержал победу и стал первым официальным чемпионом мира.
10 Шахбокс — постмодернистский проект, в котором игра объединяет несовместимое, в «распавшееся фрагментированное культурное пространство в некоторую относительную временную целостность — целостность разрозненного» [Терещенко, Шатунова, 2003: 92]. Гибридный спорт как объединение различных дисциплин, часто противопоставленных по внутреннему содержанию, является постмодернистской попыткой разрушить «бинарные оппозиции» [там же: 52].
11 Шахбокс сконструирован из рафинированных объектов культуры: синтез бокса, шахмат, перформанса, изобразительного искусства. В отличие от бокса, прошедшего путь эволюционного развития поэтапно, шахбокс является авторским произведением, актом мыслительной деятельности и неотчуждаем от создателя.
12 Мы можем сделать вывод, что эволюция кулачного боя, достигшего сегодня такого синтетического состояния, открывает новые рубежи для развития спорта, его эстетизации и гуманизации. Объединение контактного единоборства с шахматами меняет композицию личности атлета. Смещение баланса от физической к интеллектуальной практике позволяет снизить агрессивную составляющую бокса: в шахматах ущерб символичен, а превосходство определяется отточенными навыками мышления. При этом сегодня возрождаются кулачные бои, акцентирующие внимание на природном состоянии человека, для которого характерна немотивированная жестокость и агрессия.

Библиография

1. Билал Э. Никополь. Трилогия. М.: Zangavar Cobalt, 2018.

2. Гумбрехт Х.У. Похвала красоте спорта / пер. с англ. В. Фещенко. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

3. Лоу Б. Красота спорта: междисциплинарное исследование / пер. с англ. И.Л. Моничева. М.: Радуга, 1984.

4. Мандзяк А.С. Боевые искусства Европы. Мн.: Современное слово, 2005.

5. Пассеван Р. Бокс и бизнес / пер. с франц. А. Игнатова, М. Макаровской. М.: Прогресс, 1978.

6. Сеннет Р. Мастер / пер. с англ. Л. Сумм. М.: Strelka Press, 2018.

7. Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. Постмодерн как ситуация философствования. СПб.: Алетейя, 2003.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести